Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Агеев Леонид Николаевич

 
Агеев Леонид Николаевич
24.02.1921 - 15.11.2005
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 25.03.1943 Медаль № 832
Орден Ленина № 12761

    Памятники
  Надгробный памятник


Агеев Леонид Николаевич – штурман отряда 7-го авиационного полка дальнего действия (53-я авиационная дивизия дальнего действия, АДД), лейтенант.

Родился 24 февраля 1921 года в селе Полтавка Херсонского уезда Николаевской губернии (ныне город Баштанка Николаевской области, Украина). Русский. С начала 1930-х годов жил в селе Новая Одесса (Николаевская область, Украина), где в 1939 году окончил 10 классов школы.

В армии с июня 1939 года. В январе 1941 года окончил Краснодарскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. С января 1941 – стрелок-бомбардир 7-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (в Ленинградском военном округе; город Сольцы Новгородской области). Летал на ТБ-3.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – марте 1942 – стрелок-бомбардир 7-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в Московской битве и Вяземской воздушно-десантной операции. В августе – сентябре 1941 года на участке Северо-Западного фронта экипажи полка сбрасывали грузы выходившей из окружения Лужской группировке, а в ноябре 1941 – марте 1942 – доставляли продовольствие в осаждённый Ленинград. Большую часть боевых вылетов совершил в составе экипажа Н.А. Бобина.

В марте 1942 – ноябре 1943 – штурман корабля и штурман отряда 7-го авиационного полка дальнего действия. Участвовал в Сталинградской битве, Харьковской, Орловской, Сумско-Прилукской и Киевской операциях.

Весной 1942 года участвовал в снабжении советских войск, блокировавших в районе посёлка Демянск (Новгородская область) немецкую 16-ю армию. Помимо транспортных рейсов экипажи ТБ-3 бомбили аэродром Глебовщина (Демянский район Новгородской области), на котором базировались вражеские транспортные самолёты Ю-52, снабжавшие окружённых гитлеровцев продовольствием и боеприпасами. В один из таких налётов экипаж Н.А. Бобина, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, уничтожил стоянку «юнкерсов».

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года старшему лейтенанту Агееву Леониду Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В ночь на 16 мая 1943 года после выполнения бомбометания по железнодорожной станции Снежетьская (ныне в черте города Брянск) ТБ-3 под командованием Н.А. Бобина возвращался на свой аэродром в городе Мичуринск (Тамбовская область). В районе станции Телегино (Елецкий район Липецкой области) самолёт был атакован двумя вражескими истребителями Ме-110. В результате атаки один мотор бомбардировщика был выведен из строя, а Н.А. Бобин и бортовой техник И. Марков – тяжело ранены. Штурман Л.Н. Агеев (занявший пилотское кресло командира) и второй пилот Ю.Е. Волков сумели посадить повреждённый самолёт на свой аэродром, однако командир экипажа к этому времени уже скончался.

За время войны совершил 222 боевых вылета (185 – на ТБ-3 и 37 – на Ли-2) для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике в тылу противника.

С ноября 1943 года по апрель 1944 года обучался в Военно-воздушной академии, находившейся в эвакуации в городе Чкалов (ныне Оренбург).

С июля 1944 – штурман-инструктор по навигации и бомбометанию Лётного Центра по усовершенствованию штурманского состава АДД (с декабря 1944 – 18-й воздушной армии), располагавшегося в городе Иваново. Летал на B-25 «Митчелл».

В апреле 1946 – ноябре 1951 – штурман-инструктор по воздушной радионавигации и бомбометанию Лётного центра по усовершенствованию штурманского состава Дальней авиации (город Иваново). Летал на B-24 «Либерейтор», B-25 «Митчелл» и Ту-4.

В марте – мае 1950 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-5». В экспедиции от Дальней авиации привлекались два Ту-4: один (командир И.Ш. Вагапов) занимался поиском площадок, пригодных для посадок самолётов Дальней авиации, а второй (командир М.В. Симонов) использовался как летающий танкер. В ходе экспедиции в апреле 1950 года была выполнена посадка бомбардировщика Ту-4 (штурманом которого был Л.Н. Агеев) на лёд дрейфующей станции «Северный полюс-2».

В ноябре 1951 – августе 1953 – старший штурман-инспектор бомбардировочного отдела штурманской службы Дальней авиации, в августе 1953 – апреле 1956 – старший штурман-инспектор Управления боевой подготовки Дальней авиации. Летал на Ту-4 и Ту-16.

В апреле 1956 – июле 1958 – старший штурман 890-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка (город Казань). Летал на Ту-16.

Затем служил на аэродроме Остафьево (ныне в составе Новомосковского административного округа Москвы) штурманом-инструктором инструкторского экипажа самолёта Ту-95 в 226-й вспомогательной авиационной дивизии (июль 1958 – июль 1959) и 89-м отдельном транспортном авиационном полку (июль 1959 – июль 1960).

19 июня 1959 года экипажи В.В. Решетникова (штурман В.Т. Таранов) и Е.А. Мурнина (штурман Л.Н. Агеев) на двух самолётах Ту-95 выполнили сверхдальний перелёт. Они пролетели соответственно 17.150 км (за 21 ч 51 мин) и 16.950 км (за 21 ч 32 мин). Из-за отсутствия международных спортивных комиссаров достижения не были зафиксированы в качестве мирового авиационного рекорда дальности полёта по замкнутому маршруту, хотя и превышали его (на тот момент мировой рекорд составлял 14.250 км).

В июле 1960 – декабре 1962 – старший штурман-инспектор отдела бомбардировочной и навигационной подготовки Управления боевой подготовки Дальней авиации. Летал на Ту-16 и Ту-95. С декабря 1962 года полковник Л.Н. Агеев – в отставке.

В 1960-х годах работал мастером и старшим мастером ОТК приборного цеха на Остафьевском авиаремонтном заводе.

В 1969–1986 – помощник начальника лётно-испытательного комплекса ОКБ имени Н.И. Камова по штурманской службе. Обеспечивал и сопровождал испытания вертолётов Ка-27, Ка-29, Ка-126 и Ка-50 «Чёрная акула», консультировал специалистов в методических вопросах испытаний навигационных систем вертолётов, в организации испытательных полётов в Московской воздушной зоне.

Жил в городе Люберцы Московской области. Умер 15 ноября 2005 года. Похоронен в Люберцах на Старом кладбище.

Полковник (1960). Награждён орденами Ленина (25.03.1943), Красного Знамени (22.02.1955), Отечественной войны I степени (11.03.1985), 4 орденами Красной Звезды (20.06.1942; 16.05.1945; 29.04.1954; 05.11.1954), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями.

Почётный гражданин города Люберцы (1995).

В Люберцах на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

 

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Бундюков А.Т., Кравченко М.В. Сыновняя верность Отчизне. Одесса, 1982
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Учётно-послужная карта