Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Котенко Алексей Николаевич

 
Котенко Алексей Николаевич
17.03.1916 - 19.07.1986
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 174
Орден Ленина № 16336

    Памятники
  Надгробный памятник
  г. Москва, героям-автомобилистам


Котенко Алексей Николаевич – шофёр автоколонны Управления военно-восстановительных работ № 8 (УВВР-8) Юго-Западного фронта, красноармеец.

Родился 4 (17) марта 1916 года в Днепропетровской области в крестьянской семье. В 1932 году окончил семилетку и поступил учеником счетовода на Никитовский доломитный комбинат. Но кабинетная работа его не прельщала. Без отрыва от работы он окончил курсы шофёров и стал работать водителем на том же комбинате.

В 1939 -1941 годах проходил действительную службу в Красной Армии. И здесь не расставался с грузовиком, повысив свою классность. В сентябре 1941 года его вновь призвали армию, но направили не в воинскую часть, а в спецформирование Наркомата путей сообщения, которое остро нуждалось в шофёрах.

Весь фронтовой путь прошел в составе Юго-Западного (с октября 1943 года - 3-го Украинского) фронта. Головной ремонтно-восстановительный поезд (Горем-14) едва успевал восстанавливать разрушенный бомбёжками путь, а войска отступали на Сталинград, Ростов и далее на Северный Кавказ. В 1942 году часть, в которой служил шофер Котенко, вошла в составе только что созданного Управления военно-восстановительных работ № 8 (УВВР-8), обеспечивающего боевую работу частей в районе Сталинграда. Только виртуозное искусство водителя сохраняло его и автомобиль от попадания вражеских бомб, и, хотя пули и осколки миновали его, но контузию пришлось получить. Первой наградой Котенко была медаль «За оборону Сталинграда».

Юго-Западный фронт освободил Донбасс и, устремился к Днепру. От Сталинграда до Днепра постоянно за рулём был и Алексей Котенко. Здесь в составе УВВР-8 он активно участвовал в восстановлении мостов через Днепр, выполнял и боевые задания. За отличия был представлен командованием к боевой награде.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» красноармейцу Котенко Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина  и Золотой медали «Серп и Молот».

Только 4 января 1944 года в Кремле Алексею Котенко, как и другим Героям, занятым на строительстве моста в Днепропетровске, вручили награды родины, а в Наркомате путей сообщения - знак «Почётному железнодорожнику».

Дальше боевой путь шофера Котенко в составе УВВР-8 лежал в Карпаты. Здесь командовал работал на восстановлении линии Стрый – Мукачево - Чоп. Отступая, гитлеровцы разрушили все восемь виадуков на тринадцатикилометровом пути между тоннелями, и из четырёх тоннелей взорвали два самых больших, 17 больших и средних мостов через горные реки. Задача восстановления осложнялась трудностями транспортировки грузов. Только к одному из разрушенных виадуков высотой от 27 до 48 метров был подъезд по единственной автогужевой дороге при ограниченном количестве транспорта.

Автотранспортной колонне Алексея Котенко довелось изрядно потрудиться. Военный Совет фронта в апреле 1945 года наградил А. Котенко орденом Красной Звезды. Он был награждён и знаком «Отличный восстановитель». День Победы встретил в столице Чехословакии городе Праге. После окончания войны с Германией со своей частью оказался на Дальнем Востоке, где принимал участие в разгроме японской Квантунской армии.

После увольнения в запас прибыл в Москву и стал курсантом Центральных технических курсов НКПС, которые окончил в конце 1946 года, получив свидетельство о присвоении квалификации техника 1-го класса. Был направлен на Северо-Кавказскую магистраль заместителем начальника автоотдела Управления дороги. Экстерном окончил Ставропольский техникум железнодорожного транспорта. Вскоре он возглавил автоотдел. В 1951 году окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1952 году ему было досрочно присвоено персональное звание инженер-майора тяги. С сентября 1956 года он был в служебной командировке в Австрии, где работал приёмщиком тепловозов.

По возвращению домой в сентябре 1958 года был назначен начальником Батайских авторемонтных мастерских, но в начале следующего года он был освобождён от этой работы в связи с утверждением местными органами в должности начальника Ростовского автотреста. Объём работы был неимоверно велик. Теперь он подчинялся Минавтошосдору РСФСР. В том же году был избран депутатом Ростовского горсовета и председателем постоянной комиссии по транспорту и связи. В августе 1981 года вышел на пенсию.

Жил в городе Ростов-на-Дону. Умер 19 июля 1986 года. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону.

Награжден орденами Ленина (5.11.1943), «Знак Почёта» (5.10.1966), медалями.

Его имя увековечено на памятнике Героям-автомобилистам в Москве.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Подводная археология   Т